Сегодня мы безосновательно решили, что у меня горняшка. И создали себе этим новые сложности на несколько следующих дней.

Сегодня я была в благостном расположении духа. Вчера вечером я, наконец-то, смогла вымыться под горячей водой. А не, как обычно, под холодной. И до сих пор была под впечатлением. :) Все-таки горячий душ - великая вещь. Но задумываешься об этом обычно лишь в местах подобных Непалу или в период отключения горячей воды.

Самочувствие было отличное. Торопиться сегодня было не надо и я, забравшись с ногами на подоконник, осматривала окрестности. Вдали охотились какие-то птицы, размером с ворона. Причем летали только стаей по три штуки. Мы не единожды наблюдали такой способ охоты местных пернатых хищников. Что мелкие, что крупные, они летали преимущественно группами по три особи.

Пока я глазела в окно, Кит отправился заказывать завтрак. Сегодня мы решили попробовать тибетский хлеб.

Тибетский хлеб оказался очень жирным. И мне не понравился. Чапати в отличие от него, хоть и пресное, но с медом или джемом очень даже ничего.

Пока мы завтракали, хозяева геста раскладывали на огромных плетеных подносах на сушку что-то напоминающее сыр. Вчера во время прогулки по Манангу мы встретили Француза. Он поселился в бедноватом гесте со знаковым названием Torong La, и очень гордился тем, что сторговал номер за 100 рупий. Наверное, вчера мы видели его крайний раз, так как он тогда проходил акклиматизацию, а сегодня должен был уйти в сторону Летдара. Перед офисом ACAP прямо на траве расположились на обед с десяток женщин с термосами, чаном риса и прочей снедью. Мы вообще заметили, что на обед женщины одной деревни частенько собираются вместе и неторопливо, под разговоры, едят. Мужчины тоже собираются в компании, правда, едят чуточку быстрее женщин.:)

В ACAP мы разжились информационными буклетами о различных деревнях и достопримечательностях на треке, что позволило решить как провести акклиматизационный день. Буклеты я потом выложу, если кому-то надо. А еще нам сказали, что дорога на озеро Тиличо открыта, так что можно идти.

Станция розлива питьевой воды не работала, в low season такое часто бывает, покупать бутилированную нас душила жаба, так что с этого дня мы перешли на халявную, набранную в гесте из-под крана, воду, простерилизованную потом STERIpen'ом.

Судя по отчетам, большинство народу ходит в акклиматизационный день в пещеру Миларепы. Миларепа - учитель тибетского буддизма, йог. Жил в XI веке, увлекался черной магией, пока не решил очистится от скверны и посвятил большую часть жизни медитации. Во время медитации в пещере близ Мананга Миларепа питался лишь похлебкой из крапивы. Согласно легенде, эта диета изменила цвет его кожи на зеленый. А крапива и по сей день растет возле пещеры, хотя согласно буклету о Мананге, ее на этой высоте быть не должно. Но в пещеру Миларепы мы не пошли.

Если будет интересно, то про пещеру Миларепы есть множество отчетов в сети.

Благодаря рекламному проспекту о Мананге, добытому в ACAP, мы решили, что сегодня посетим Chongkor View Point и посмотрим на ледниковое Gangapurna Lake.

Так же из Мананга в акклиматизационный день можно сходить к Praken Gompa, Braka Gompa и деревню Брака (правда, они находятся в обратную сторону по треку) и Kicho Lake.

Чтобы попасть на тропинку до View Point'а нам надо было спустится из Мананга к реке по жутко загаженной, вихляющей между каменных домиков, тропе. Вот кому приходит голову гадить прямо на тропе? Видимо, иначе трава попу щекочет. В общем, пока спускались из деревни, дышали через раз. Так как каждый вдох носом вызывал рвотный позыв.

На скале над тропой растет раскидистое дерево. А сверху из кроны торчит палка, портя весь пейзаж. Сперва я даже думала замазать ее штампом. А потом решила оставить. Ведь эта палка тут прикреплена не просто так. На треке подобные палки можно увидеть почти на любом высоком дереве. Раньше на палках были тибетские флажки, но истрепались со временем. Так что это древко означает, что дерево почитаемое.

Когда мы подошли к мутному озеру Гангапурна, то заметили, что за нами идет большая организованная туристическая группа. Тайцы! Но они же должны опережать нас на день, учитывая, что мы день проболели в Чаме. Подошел вечно радостный гид тайцев. Оказалось, что у них два акклиматизационных дня в Мананге. Мы решили пропустить тайцев вперед, чтобы не мешаться друг другу на узкой тропе. И тут тайцы заметили, прикрепленного у Ника к рюкзаку Тоторо. Восторгу не было границ!

- Тоторо! - восхищенно повторял каждый проходящий мимо нас таец. А плюшевый хранитель леса молчаливо взирал с рюкзака на приветствующих его туристов. С Гангапурны растянуло облака, и нашим взорам открывается ледник. Правда, сейчас лето и ледник выглядит грязновато.

Мне почему-то идти совсем тяжело. Меня мутит, голова кружится. Я еле доползаю до какой-то промежуточной площадки. Так как больше подумать вроде не на что, списываем симптомы на горняшку. Хотя и странно, что с утра у меня было все отлично, а поднявшись на сотню метро, я уже помираю. Съедаю гипоксен, ждем эффекта полчаса, но его нет. Но мы и не в курсе сколько его ждать.

"Скамью" из булыжников облюбовали для домика семейство шмелей.

Так что рассиживаться в такой компании тоже не хочется. Так как мне совсем лихо, идем вниз, чуть не дойдя до смотровой.

В гесте я на всякий случай принимаю желудочные лекарства. И на самом деле, как мы потом поняли, это было единственное верное действие. Дело в том, что с утра я неподумавши натрескалась того, чего обычно не ем: то есть вареных яиц и жирного. Вот организм и возмутился. Но так как я уже давным давно это не ела, то уже и забыла о такой реакции. Но что на самом деле произошло мы поняли, к сожалению нескоро...

Приняв лекарства, я прилегла на кровать и моментально вырубилась. Зато после короткого сна я встала обновленной. Не тошнило, голова не кружилась. И я решила, что, наконец, подействовал гипоскен.

И мы пошли штурмовать View Point второй раз. Тем более, что облака растянуло и виды сверху должны были открыться потрясающие!

По пути крутанули молельные барабаны, а то в первый раз забыли. Может, поэтому не повезло?:)

В этот раз Кит уговорил меня изменить темп ходьбы.

- Иди с любой скоростью, хоть совсем медленно, главное, чтоб у тебя не возникала потребность в передышках. Выработай какой-то комфортный для тебя ритм.

- Ритм? - задумалась я...

Для отсчета ритма отлично подошла буддийская мантра. Наверное, я ее произнесла до конца поездки такое количество раз, что пора идти в буддистки.

Несмотря на то, что скорость моей ходьбы несколько упала, средняя скорость передвижения заметно выросла. Чувствовала я на этот раз себя хорошо, так что до View Point'а мы дотопали быстро.

Наверху находится какое-то кафе, которое сейчас не работает. Но, так как было незаперто, мы прошли насквозь через его дворик и прогулялись дальше.

Нам встретился мальчишка лет 10. Мы долго не могли понять, что он от нас хочет. Так что я решила проблему языкового барьера выдачей пацану батончика мюсли, и он, вежливо поклонившись, убежал. Видимо, я угадала, что он хотел.

Когда мы шли по лужку, то в воздухе разносился крепкий кофейный аромат. Мы заинтересовались и обнюхали все цветы в округе. И все же нашли источник запаха!

Почти насколько хватало обзора можно было увидеть розовые пятнышки гречишных полей на зеленом фоне лугов. Это зрелище просто парализовало меня. Каждый раз, стоило мне оглянуться и увидеть это сочетание цветов, я зависала, пока Кит не начинал торопить меня. Усевшись на камнях, мы пили чай и любовались на раскинувшийся внизу Мананг

и деревеньку Танки... Gangapurna Lake, цветущую гречиху,

и долину реки Марсианджи.

В какой-то момент лучик, клонящегося к закату, солнца пробивается через облака и рисует светлую полоску на долине. Прекрасное зрелище!

Но пора было вниз, так как у меня была идея одного закатного кадра, который, правда, не получился. Лучше бы наверху остались.:)

По пути в гест мы зашли в магазинчик и купили на всякий случай diamox - продающееся тут лекарство от горняшки. Боялись, что гипоксена нам на двоих не хватит. А в итоге, мы привезли домой дофига и гипоксена, и диамокса.

На прилавке магазина мы заметили маленькие желтые упаковочки с изображенным на них Ганешем. А надо сказать, что нас уже с начала трека мучал вопрос, что же было в этих желтеньких упаковочках, которые валяются на тропе. Надпись на упаковке присутствовала только на непали. Конечно, мы спросили продавца: что это.

- Тапако, - ответил он.

- Тапако?.. - задумались мы. Что же это может означать...

- Very bad! - попытался объяснить продавец,

- Тапако! - Tobacco? - догадался Ник.

- Yes-yes!

Оказалось, что все эти дни мы видели на тропе опустошенные пакетики от жевательного табака. Раз уж зашла речь о мусоре, то расскажу поподробнее об этой непальской беде.

После прочтения нескольких отчетов и пропагандистских плакатов у меня поначалу было мнение, что туристы нереально замусоривают Непал. Вот просто идут и выкидывают, и выкидывают всякую гадость. Однако в реальности все оказалось не так. Например, основным мусором, увиденным нами на тропе были пресловутые упаковочки от табака. Вы много встречали европейцев, жующих табак? Мы - ни одного. Еще по дорогам валялось много упаковок от всяких печенек, конфет и чипсов. Вообще, мы не видели ни одного туриста, который что-то ел бы в пути. Ну как-то не до этого обычно.

Причем весь этот мусор обычно концентрировался возле населенок. Сложно представить, что туристы мусорят столь избирательно. А еще вдоль тропы валяется много разорванной обуви, преимущественно вьетнамок. Когда вьетнамка у портера приходит в негодность, конечно, он не тащит ее с собой, чтобы утилизировать по всем правилам, а выкидивает ее прям на месте, достает из баула новую пару и топает дальше.

Но видели мы на треке и очень чистую деревню. Ее название Герму, она находится в начале трека перед Сьянге. Там почти на каждом заборе висит урна в виде плетеной корзины и призыв кидать мусор туда, а не куда попало. И в деревне реально чисто. Но как только заканчивается деревенька с ее урнами-корзинками... Ну вы поняли.

На треке есть только одно место, где мусор явно туристического происхождения. Это место вскоре после перевала Торунг Ла на пути к Муктинату. Вот там мусора от туристов очень много. И это печально. Видимо народ расслабляется после перевала, празднует событие тем, что притащил и выкидывает упаковки.

Оказалось, что у хозяина магазинчика есть еще и кафе в соседнем помещении. В меню даже был заявлен yakburger, который я, конечно, захотела попробовать. Но ничего мясного в наличие не было. Ибо low season. Зато тут был зеленый чай и даже травяной! До этого в меню были лишь черный и мятный чаи. Правда, травяной чай оказался, к сожалению, пакетированым. Но стоил он о-го-го.

В кафе мы встретили канадца и сингапурку, которых видели в Чаме. Как же мы так всех догнали?

Когда мы вернулись в гест, семья Таши перебирала чабрец для сушки.

- Вы сушите чабрец для чая? - поинтересовался Кит.

Оказалось, что нет. Они и не знали, что чабрец можно заваривать. Оказалось, чабрец сушили для запаха. Но теперь, кажется, его будут сушить и для чая.:)

Завтра мы пойдем в трехдневный трек на высокогорное озеро Тиличо, а потом вернемся обратно в Мананг и продолжим путь на Торунг-Ла. Так что с вечера мы начали активно готовиться к завтрашнему маршруту. Заряжаем всю электронику, вставляем новые батарейки в налобные фонари и навигатор, скидываем все фотографии на ноут, а нужные карты в гармин. Три дня мы будем обходиться без электричества, так что надо ничего не забыть.

А вот загадка для тех моих читателей, которые не были в Непале. Попробуйте догадаться, какое назначение у этой штуки, стоящей во дворе геста.

А в одном из других постов я покажу вам это приспособление в действии. А вот карта с сегодняшним "микроскопическим" треком:

За день пройдено около 5,5 километров.

Старт и финиш на высоте 3507 метров. Наивысшая точка трека - 3 655 метров. Общий набор - 420 метров, общий сброс - столько же.

За день потрачено 1780 рупий.За гест пока не расплачивались.